x
RU

Венки на голову

 

Венки на голову

История венков

 

На протяжении веков одним из полноправных головных украшений, ничем не уступающих изделиям из драгоценных камней, были венки из живых цветов. Первоначально венок предназначался только для того, чтобы его надевали на лоб. От Руси до Австралии, от Греции до Индии – люди украшали себя цветами, выражая свою красоту и духовность. В древних мифах боги и богини с удовольствием носили венки, а жрецы и жрицы использовали их как знак высокого статуса. Но и простые люди считали венки не просто украшением, а сакральным предметом. В венках заключался тайный смысл. Они служили оберегами, защищая от злых сил. В них вплетали заговоры, а круг венка считался щитом от негатива. Каждый цветок в венке имел особое значение. Ветви плюща или оливы, сплетенные в венок, символизировали честь и отличие. Лавр символизировал славу, вечность, гармонию с миром и вручался победителям. В случае великих побед лавровые венки надевал весь народ. Лавровый венок носили поэты, актеры, а позже и военные лидеры, включая Цезаря, который считал его знаком непобедимости. Пальмовые венки отмечали завоевания, дубовые - спасение жизни. Венок из роз, сочетающий в себе красоту и яркость, был знаком знатности и быстротечности жизни. Его носили императоры и патриции. 

В Древнем Египте венки были известны как "диадемы". Их носили как символ королевской власти. Изготавливали из различных растений, включая лотос, пальму и папирус, которые считались священными в египетской культуре, украшали драгоценными камнями и другими ценными материалами. Эти венки также использовались в погребальных обрядах, когда их надевали на мумии как символ бессмертия.

В Древней Греции венки использовались как символ победы и чести. Спортсменам, победившим в соревнованиях, поэтам, музыкантам и ученым часто дарили венки, сделанные из оливковых ветвей, лавровых листьев или мирта, которые считались символами победы, мудрости и красоты.  Эти венки также использовались в религиозных церемониях, где их возлагали на статуи богов и богинь.

В Риме венки использовались для празднования важных событий, таких как свадьбы, военные победы и прибытие важных сановников. Их изготавливали из вечнозеленых растений, таких как плющ, остролист и лавр, которые, как считалось, обладали магическими свойствами и ассоциировались с бессмертием и плодородием.

Со времен античности венки круглой или подковообразной формы были символом славы, власти и вечности. В Древней Греции и Риме многие венки изготавливались из шерсти и листьев, таких как мирт и плющ, и украшались различными цветами.

Древние боги и богини часто изображались в искусстве и литературе в одежде, украшенной посвященными им растениями - мирт у Афродиты, виноградная лоза у Диониса. В "Метаморфозах" Овидия прекрасной нимфе Дафне удается скрыться от своего преследователя, бога Аполлона, превратившись в лавровое дерево. Аполлон срезает ветку с дерева и восклицает: “Хотя ты и не можешь быть моей женой, ты, по крайней мере, будешь моим деревом; я всегда буду носить тебя на своих волосах, на своем колчане, о Лавр” (557-559). Он держит свое слово, и в результате его часто изображают в лавровом венке как символ его любви к Дафне. Аполлон - бог поэтов и писателей, и термин "поэт-лауреат", который мы используем сегодня, происходит из этого мифа.

 

 

 

Белые листья тополя ассоциировались с Гераклом, который, согласно традиции, привез это дерево в Олимпию из северо-западной Греции.

Древние греки впервые ввели корону в качестве почетной награды для победителей спортивных, военных, поэтических и музыкальных состязаний. Например, каждые четыре года в честь Аполлона в Дельфах проводились Пифийские игры, и победители традиционно получали венок из лавра. 

В Олимпии, где проходили Олимпийские игры, росли дикие оливковые деревья, и оливковые венки вручались посетителям этих игр в качестве призов. Это мог быть бегун, борец или тяжелоатлет, который венчает себя или снимает венок, чтобы посвятить его богам в знак благочестия.

Символика лаврового венка сохранилась и по сей день. Например, он занимал видное место в дизайне медалей Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро.

Древние римляне продолжили традицию носить корону как награду за триумф. Они надевали на своих вождей и военнослужащих венки из лавра, дуба или мирта. Корона из травы или обсидиональная корона была высшей военной наградой, которой осажденная армия награждала генерала, освободившего их. Он был сделан из трав и полевых цветов, собранных на том месте, где подверглась нападению армия.

Венок лидера

Римский полководец Юлий Цезарь носил лавровый венок на голове, чтобы показать, что он могущественный и волевой лидер. Цезарь получил этот венок за свои многочисленные победы на полях сражений. Он был вручен ему во время триумфального шествия по Риму в апреле 46 года до нашей эры. Римский триумф (triumphus), известный своей экстравагантностью, прославлял полководца за его победы в четырех войнах: войне в Галлии, войне в Египте, войне против Фарнака Понтийского и войне против нумидийского царя Юбы. Лавровый венок обычно надевали только в день триумфа, но когда Цезарь был назначен диктатором в 44 году до нашей эры, он снова надел этот венок. По словам римского писателя Светония, этот венок особенно подходил Цезарю, поскольку зеленые листья скрывали его лысеющую голову.

Венки из цветов также надевались на празднества, как и сегодня; они были обычны на таких мероприятиях, как жертвоприношения богам и пиршества. На изображениях греческих мужчин на симпозиумах мы часто видим фигуры в венках. Они верили, что, туго обвязав голову, можно избавиться от алкогольного опьянения. Первоначально они были сделаны из шерсти, но позже украшены цветами и лепестками роз, фиалок, мирта и петрушки.

 

 

В Риме проводился фестиваль Флоралия в честь Флоры, богини цветов, растительности и весны, поэтому неудивительно, что головной убор из цветочных лепестков и переплетенных виноградных лоз был обязательным аксессуаром. 

В Европе этот религиозный праздник позже стал отмечаться как светский Первомай. На картине Альма-Тадемы "Весна" художник изобразил этот праздник и традицию посылать детей собирать цветы в первый день мая. Процессия женщин и детей в ярких цветочных коронах и с корзинами цветов в руках. Альма-Тадема был одержим древним миром и даже устроил этот викторианский праздник в воображаемом Древнем Риме.

 

 

В конце 1770-х - начале 1780-х годов Мария-Антуанетта сама приняла модную тенденцию, вобравшую в себя красоту природы. Или, скорее, красоту тщательно подобранных свежих цветов, которые дополняли менее придворные наряды, которые носила клика Малого Трианона. С точки зрения моды, цветы олицетворяли естественную красоту - в отличие от искусственных украшений в виде традиционных придворных аксессуаров, - а также невинность и молодость. Венки из цветов, а не короны из бриллиантов или золота, были идеальным "естественным" украшением для взыскательных леди.

Конечно, использование цветов в качестве аксессуаров для волос не ограничивалось пышными коронами. Цветы, украшающие головные уборы и локоны, а также ленты для волос, были модным способом привнести цветочную красоту в свой образ.

Викторианская эпоха сделала цветочные венки символом женственности, романтизма и чистоты. Как и белое свадебное платье, королева Виктория ввела в моду цветочную корону. На своей свадьбе с принцем Альбертом в 1840 году она украсила волосы венком из цветов апельсинового дерева (идея позаимствована у китайцев). После этого цветы апельсина стали настолько тесно ассоциироваться со свадьбами, что фраза "собирать цветы апельсина" приобрела значение "искать жену". 

Венок из белых цветов обычно надевали только девственницы на свадьбу. Иногда, чтобы подразнить невесту, местная молодежь срывала с ее головы корону и заменяла ее соломенной. Когда женщина выходила замуж несколько раз, она надевала корону из красных роз и камелий как символ зрелости. 

Китай также известен своим использованием цветочных корон на свадьбах, обычно это цветы апельсина. Поскольку апельсины появляются на дереве одновременно с цветком, была надежда, что это природное плодородие передастся молодоженам.

 

Венки из цветов также являются неотъемлемой частью украинского традиционного фольклора и одежды. Молодые незамужние девушки срывали свежие цветы и плели себе традиционные венки, что означало, что они достигли брачного возраста. Люди верили, что этот венок помогал им найти любимого человека. Это также защищало их от злых духов и злых сил. Во время свадеб после обмена клятвами на головы молодоженов надевали венки из мирта. По сей день цветочные венки являются обязательным атрибутом свадеб и фестивалей круглый год.

В России девушки надевали венки из цветов для гадания. Они пускали эти венки по реке, чтобы предсказать свои отношения, интерпретируя течение воды.

Цветочные гирлянды и венки используются в качестве нарядной одежды и подарков, символизирующих уважение к кому-либо в Полинезии. Венок, который носят как мужчины, так и женщины на шее или голове, сделан из виноградных лоз, цветов, листьев и растительных волокон. 

Коренные американцы также использовали венки в своей культуре, надевая цветочные гирлянды во время священных церемоний, танцев, ритуалов и песен. Ива, шалфей или тополь были основными ингредиентами их головного убора.

В настоящее время растительные венки трансформировались в драгоценные головные уборы: венцы, кокошники, диадемы, короны, символизирующие власть. 

История венка напоминает нам о том, как человек с давних времен использовал природные материалы для выражения своих чувств, мыслей и желаний.

 

Цветочные короны появляются повсюду на протяжении всей истории искусства, как на изображениях реальных людей, так и в причудливых работах мастера рококо Жана-Оноре Фрагонара. В эпоху Возрождения художники помогли вернуть их в моду после того, как они вышли из моды из-за их связи с колдовством. А во времена Рембрандта этот образ приобрел законченный вид и увеличился в размерах (см. его картину "Флора", написанную в 1654 году). 

Они нашли свое отражение и в литературе, особенно в “Гамлете” Шекспира, когда Офелия произносит свою цветочную речь — "Вот розмарин, это на память" и так далее. Пьеса была опубликована в 1603 году, но художественные изображения обреченной героини, украшенной венком из анютиных глазок и водосборов, сохранились и по сей день. 

 

 

 

 

 

 

Но ни один художник не ассоциируется с цветочной короной больше, чем Фрида Кало. Именно в ее творчестве цветочная корона становится по-настоящему интересной. Она нарисовала 55 автопортретов, и на некоторых из них она носит цветочные короны, как дань уважения своему мексиканскому происхождению. Неспособная иметь детей и перенесшая три выкидыша за свою короткую жизнь, она рисовала цветы как символы плодородия яркими, контрастными цветами, показывая при этом шипы, которые кололи ее и проливали кровь. Ее взгляд на этих изображениях прямой и вызывающий. «Я рисую цветы, чтобы они не умирали», — сказала она. 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 20-м популярность цветочных корон резко возросла. К 1950—м годам они уже были главным украшением свадеб — Одри Хепберн в 1954 году на своей свадьбе с Мелом Феррером носит венок из белых роз. Конец 1960—х годов практически ассоциируется с культурой хиппи, а цветочные короны стали модным аксессуаром, который ассоциируется с миром и любовью, со всеми идеалами движения. Хотя стиль хиппи был субкультурой того времени, он оказал влияние на основную моду, вернув цветочные короны в моду.

 

Не только потенциальные поклонницы подхватили эту тенденцию. Звезда экрана Элизабет Тейлор надела огромную корону из ландышей и белых гиацинтов на свою первую свадьбу с Ричардом Бертоном в 1964 году, установив стандарт для невест без фаты на следующие пятьдесят лет.

 

 

Четыре года спустя неподражаемая Джейн Биркин внесла свой вклад в этот тренд в роли Пенни Лейн в фильме "Стена чудес", саундтрек к которому написал самый крутой Beatle, Джордж Харрисон. 

Цветочные короны никогда не исчезают полностью, но следующий всплеск их популярности пришелся на 2010-е годы. Отчасти это связано как с появлением Ланы Дель Рей, чья любовь к американской моде 1960-х, естественно, распространялась и на цветочные короны, так и с ростом популярности Coachella как международного заведения.

Первый Калифорнийский фестиваль состоялся в 1999 году, но потребовалось немало усилий, чтобы уличные блоги и Instagram (основанный в 2010 году) превратили “фестивальную одежду” в перспективный жанр одежды, доступный каждому.

К тому времени, когда Лана надела гигантскую корону из голубых роз для своего музыкального клипа Born to Die, вышедшего в декабре 2011 года, в Urban Outfitters можно было купить собственную подделку. 

Как раз в тот момент, когда популярность венков начала падать, Snapchat вернул их к жизни в 2015 году с помощью вездесущего фильтра в виде цветочных корон, который появлялся как на лицах известных пользователей, таких как Кайли Дженнер, так и на лицах обычных людей, пытающихся назначить свидание в Tinder.

Мода тоже обратила на это внимание, и такие дизайнеры, как Rodarte и Dolce & Gabbana, включили в свои показы на подиуме сложные и дорогие венки из цветов, как настоящих, так и искусственных. Стилисты Vogue даже дали свое благословение, надев короны на звезд обложек Эль Фаннинг в июне 2017 года и Бейонсе в сентябре 2018-го. Замысловатый — и довольно великолепный — ботанический шар, украшающий прическу Бейонсе, убедительно напомнил миру моды о том, что цветочные короны - вечный и универсальный аксессуар для музыкальных фестивалей.