x
RU

12 знаменитых картин с цветами

 

12 знаменитых картин с цветами, которые заставляют расцветать холст

На протяжении всей истории искусства цветы были одним из самых любимых сюжетов для художников. Яркие соцветия цветов издавна служили источником вдохновения для художников, многие из которых посвятили свою карьеру созданию натюрмортов, изображающих различные ботанические красоты. Цветочное искусство имеет долгую и легендарную историю - от голландских натюрмортов 17 века до японских гравюр на дереве.

Натюрморт с цветами кисти Амброзиуса Босхарта (1617)

Хотите верьте, хотите нет, но натюрморт когда-то считался второстепенным видом искусства, поскольку элита отдавала предпочтение религиозным и историческим картинам. В 16-17 веках ситуация постепенно начала меняться, и голландцы возглавили этот процесс. Город Антверпен был особенно важен, так как художники здесь начали писать натюрморты монументальных размеров, на которых часто были изображены цветы. Амброзиус Босхарт был голландским художником-натюрмортистом, известным своей любовью рисовать букеты цветов с почти научной точностью. Любовь к цветам была настолько сильна в его семье, что все трое его сыновей впоследствии стали художниками-флористами. На цветочных картинах Босхарта изображены симметрично расположенные цветы, и он был одним из первых художников, который сосредоточился на создании букетов. Очевидно, что его работы положили начало тенденции, которая сохранялась на протяжении всей истории искусства.

 

Цветы в стеклянной вазе со сверчком в нише Рэйчел Рюйш (1700)

Рэйчел Рюйш считается не только самой известной художницей Золотого века Голландии. Она подняла цветочную живопись на новый уровень, смогла изобрести свой собственный стиль и на протяжении 60 лет с удовольствием рисовала ботанические образы. Она отошла от традиции и создала асимметричные композиции с расписными букетами, которые придали произведениям более динамичный вид. В то же время каждый лепесток тщательно проработан, а ее умение сочетать яркие цветы помогло ей стоять на голову выше других художников - флористов того времени.

 

Цветы в стеклянной вазе Джона Констебла (ок. 1814 года)

Английский художник-романтик Джон Констебл хорошо известен своими пейзажами, на которых запечатлены окрестности его дома. Но к тому времени, когда Констебл начал заниматься своим искусством, цветочная живопись уже прочно укоренилась в художественной традиции. Он, как и многие известные художники до и после него, пробовал себя в самых разных жанрах, включая натюрморты. Его "Цветы в стеклянной вазе" - это этюд, написанный маслом на картоне и принадлежащий Музею Виктории и Альберта после того, как дочь Констебла подарила музею содержимое его мастерской. Темная, приглушенная цветовая палитра уравновешивается яркими вкраплениями красного и желтого цветов, а Констебль создает драматизм за счет контраста светлого и темного.

 

Гибискус Хиросигэ (ок. 1845 г.)

Цветы имеют историческое значение в японской культуре, независимо от того, используются ли они для создания декоративных цветочных композиций или в гравюрах на дереве. Изображение цветов гибискуса мастером Укие-э Хиросигэ - это триумф, поскольку их яркий оранжевый цвет бросается в глаза со страницы. На японском языке цветов, также известном как  ханакотоба , слово гибискус означает «нежный». Эти цветы дарят в рамках социального обычая, призванного приветствовать посетителей. Гибискус, созданный Хиросигэ в 1845 году, - один из многих изображений этого цветка в его цветных гравюрах на дереве. Иногда он включал птиц, взаимодействующих с гибискусом, но во многих случаях, подобных этому, он заполнял растением всю композицию целиком.

Изображение цветов гибискуса, выполненное мастером укиё-э Хиросигэ, является триумфом, поскольку их яркий оранжевый цвет бросается в глаза со страницы. «Гибискус» Хиросигэ 1845 года  — один из многих случаев, когда он изображал цветок на своих цветных гравюрах на дереве. Иногда он включал птиц, взаимодействующих с гибискусом; но во многих случаях, подобных этому, он заполнял растением всю композицию целиком.

 

Букет цветов Эдуарда Мане (1882 г.)

Влиятельный художник Эдуард Мане был любителем цветов и часто рисовал их. Нарушая традицию, он рисовал не только букеты в вазах, но и цветы, разбросанные по столам. Его свободные, динамичные мазки, которые сделали его ключевой фигурой на стыке реализма и импрессионизма, придают его нарисованным цветам неотразимый, эфемерный вид. Цветочная живопись была настолько важна для Мане, что последние полгода своей жизни он писал только цветочные натюрморты.  По данным Christie's, Мане часто использовал эти картины в качестве небольших подарков для друзей.

 

Розы и лилии Анри Фантен-Латура (1888)

Французский художник Анри Фантен-Латур специализировался на рисовании цветов, придерживаясь консервативного подхода к своему творчеству в то время, когда импрессионизм набирал обороты. Его реалистичные картины демонстрируют его преданность великим мастерам искусства, поскольку он совершенствовал свое мастерство, копируя картины в Лувре. Что касается роз и лилий, то Фантен-Латур использовал длинные стебли лилий, чтобы разрезать их по холсту, уравновешивая маленький бело-розовый букет роз, стоящий на столе. Он также показал свое блестящее использование цвета, подчеркнув романтизм картины с помощью розовых оттенков лепестков роз, которые создают мягкий контраст с темно-коричневым деревянным столом.

 

Натюрморт с ирисами Винсента Ван Гога (1890)

Есть много знаменитых цветочных картин Винсента Ван Гога, в том числе его знаменитая серия "Подсолнухи".Но мы неравнодушны к  «Натюрморту с ирисами», который подчеркивает интересное использование цвета художником. В этом натюрморте, написанном в то время, когда он был пациентом психиатрической больницы в Сен-Реми, мастерски использованы яркие контрастные цвета. Картина представляет собой одну из двух версий. Одна из них, которая сейчас находится в Музее искусств Метрополитен, была написана на уже выцветшем розовом фоне, чтобы создать “мягкую и гармоничную” атмосферу. Вместо этого у Ван Гога были совсем другие намерения в отношении этой версии, о чем он написал в письме своему брату Тео. “Другой букет фиалок (в диапазоне от карминового до чисто берлинского голубого) выделяется на ярком цитрусовом фоне с другими желтыми тонами в вазе и подставке, на которой она стоит, так что создается эффект чрезвычайно разнородных дополнений, которые усиливают друг друга своим сочетанием”.

 

Букет роз Пьера Огюста Ренуара (ок. 1890 – 1900)

 

"Букет роз" Ренуара - это чувственная работа маслом на холсте, где мастер-импрессионист наполняет раму пышными бутонами роз, выполненными в различных ярких оттенках красного и розового. Будучи еще одним художником, который на более позднем этапе своей карьеры обратился к цветочной живописи, Ренуар часто рисовал розы — чаще всего красные. В этот период своей жизни Ренуар был более свободен в своем творчестве, просто желая передать ощущение объекта, а не сосредотачиваться на мельчайших деталях. Это позволило ему создавать цветочные картины, которые обладают тактильными качествами и энергией, исходящей от холста. 

 

Цветочный сад Густава Климта (1905)

Очарованный пейзажами, которые он видел летом в Лицльберге, Густав Климт создал серию картин с изображением цветочных полей, которые являются яркими примерами его творчества в период расцвета. Цветочный сад, или Бауэрнгартен, считается одним из лучших пейзажей Климта и изображает множество цветов, вываливающихся из рамы. Работа, проданная на аукционе в 2017 году за 59,3 миллиона долларов, воспевает деревенское очарование сада, не полагаясь на реализм. Каталог аукциона Sotheby's прекрасно описывает его высокое качество, заявляя: “Этот замечательный пейзаж уходит корнями в мир природы и в то же время тянется к символическому декоративному авангарду. Именно этот синтез природной красоты и гармоничной регулярности придает произведению глубоко трогательное качество”.

 

Водяные лилии Клода Моне (1908)

Это был бы неполный список цветочных картин без водяных лилий Клода Моне. В рамках этой культовой серии гений импрессионизма проводит мастер-класс по пленэрной живописи. Моне был настолько предан этой серии, что позаботился о том, чтобы его личный сад в Живерни всегда был в отличном состоянии и давал ему необходимое вдохновение. За последние 30 лет своей жизни Моне написал более 205 работ для этой серии, и его свободные мазки часто граничили с абстракцией.

Самое главное, он никогда не упускал возможности воплотить в жизнь дух нежных  водяных кувшинок, придать им насыщенные цвета и показать их красоту при различном освещении.

 

Амариллис Пита Мондриана (1910)

Пит Мондриан, будучи голландцем, придерживался древних культурных традиций в области цветочного искусства. Но он не побоялся привнести в свои натюрморты свой собственный современный стиль. Этот ранний натюрморт "Амариллис" появился задолго до самых известных абстрактных картин Мондриана, в основе которых лежит геометрия. Написанный в стиле фовизма, он разбивает композицию на смелые цветовые блоки, которые сводят цветы к их элементарным формам. Акварель - это прекрасный баланс между живописными качествами и цветом, в то же время далекий от импрессионизма.

 

Белая ваза с цветами Одилона Редона (1916)

Этот яркий цветочный натюрморт, выполненный в пастельных тонах художником-символистом Одилоном Редоном, представляет собой взгляд в будущее. Исчезла строгая сервировка стола и фона, столь характерная для ранних голландских натюрмортов. Вместо этого Редон создает пространство, используя градиенты пастели. Его цветы переходят от точной, детализированной прорисовки к более абстрактным лепесткам, которые придают картине динамику. Интересно, что Редон не обращался к цветочной живописи до тех пор, пока ему не исполнилось 60 лет, и с этого момента он посвящал большую часть своего времени их созданию. Рисование цветов было для Редона серьезным занятием, и оно доставляло ему огромное удовольствие. “Перед моим мысленным взором, как одна из лучших вещей, которые я нарисовал, стоит эта ваза с цветами, которая так и осталась для меня мечтой”, - сказал он однажды. “Я не знаю ничего, что доставило бы мне большее удовольствие, чем созерцание простых цветов в вазе, дышащих воздухом”.